Лёня Посицельский (posic) wrote,
Лёня Посицельский
posic

Categories:

Постсоветская деградация науки и образования

Мне казалось, что причины этого явления достаточно понятны и необходимости в подобного рода разглагольствованиях тут нет.

Что касается фундаментальных (естественных и точных) наук, то главной причиной изменившейся ситуации является появление привлекательных альтернатив научной карьере в России, а именно (1) научная карьера за границей и (2) карьера в сфере бизнеса в России.

Что касается прикладного естественнонаучного и инженерного образования, то падение спроса на качественное образование такого рода объясняется падением спроса на таких специалистов на рынке труда. Прежде всего, это связано с постсоветским сокращением ВПК и расширением сферы производства потребительских благ, включая торговлю и услуги. Отсюда рост спроса на менеджеров и сокращение спроса на инженеров (технологии в потребительской сфере проще в инженерном отношении, чем в ВПК, и в любом случае импортируются из развитых стран, а вот организацией всего этого дела здесь на месте должен кто-то заниматься).

При этом не исключено, что спрос на инженеров в любом случае не будет расти до тех пор, пока не удовлетворен спрос на квалифицированных рабочих. Ситуация с призывом в армию делает неизбежной деградацию этой сферы.

Другая причина -- огосударствление и бюрократизация, оборачивающаяся подменой содержательной деятельности ее более или менее грубой имитацией. Обюрократизировавшиеся конторы предъявляют спрос на обладателей дипломов и прочих бумаг, а не на специалистов, умеющих что-то делать. Отсюда ориентация едва ли не большей части образовательной отрасли на производство обладателей дипломов, но не квалификации.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments