- А кто, ты считаешь, главный злодей в истории Англии?
- Ричард Третий?
- А кто такой Ричард Третий? Что мы о нем знаем?
- Непонятно, да. Шекспир написал одно, историки рассказывают другое. Темная история.
- Дымовая завеса. Ничего не разберешь.
- Да. Получается, что про Ричарда Третьего мы не знаем ничего.
- Нет, мы про него все знаем. Правда написана у Шекспира. Это мир не знает про Ричарда Третьего ничего. Слушает каких-то историков.
- Зато про Далримпла все известно. Подробности резни в Гленкоу, кажется, вполне себе документированы. Есть акт Шотландского парламента, и т.д.
- Да, эта история ясна, как день.
- Черна, как ночь, ты хочешь сказать.
- Черна, как ночь.
- Про Ричарда Третьего мир не знает ничего, но кто такой Далримпл, миру прекрасно известно.
- Однако, все наоборот. Мир знает и помнит Ричарда Третьего, даже если знает и помнит он о нем в основном ерунду. Скелет какого-то горбуна недавно нашли на поле, где была битва, об этом пресса писала.
- Да.
- Но Далримпла мир забыл.
- Да.
- Понимаешь, почему?
- Нет.
- Потому, что Ричард -- простой человек, а Далримпл -- сложный.
- Что это значит?
- Имеет ли значение национальная принадлежность Ричарда?
- Не знаю. Какое она могла бы иметь значение? Кажется, нет.
- Кажется, нет. Имеет ли значение национальная принадлежность Далримпла?
- Да?
- Ну, смотри. Чтобы организовать резню в Гленкоу, нужно сначала знать, что такое Гленкоу. Разве ты не видишь, что за этим злодеянием стоит взгляд на Шотландию глазами шотландца?
- Так это то, что всегда говорят: это была внутришотландская разборка.
- Нет, это вовсе не была внутришотландская разборка.
- А что это было?
- Да. Что это было? Что такое резня в Гленкоу?
- Я не знаю.
- Я сейчас объясню.