Лёня Посицельский (posic) wrote,
Лёня Посицельский
posic

Священная и неприкосновенная

Либертарианцы любят объяснять, что в частной собственности "нет ничего специально священного" (а просто она необходима для общественного сотрудничества на основе разделения труда, или что-то в этом роде). Я бы занял противоположную позицию: границы частной собственности именно священны, сакральны. Пересекающий их пересекает, в первую очередь, не столько необходимые условия для общественного сотрудничества, сколько высокие ценности человеческого достоинства и свободы.

Для наглядности, можно сосредоточиться на обсуждении того, что либертарианцы называют "собственностью человека на свое тело", т.е., личной неприкосновенности (следуя известному принципу, что собственность на внешние материальные объекты есть продолжение собственности на свое тело). Здесь упоминание человеческого достоинства особенно уместно. Одна из проблем с современным миром в том, что люди не понимают этого. Чтобы понимать это, нужно прежде всего быть либертарианцем, приверженцем запрета агрессивного насилия. От этой печки оно отплясывается.

Нынешний человек, если его ударили, чувствует боль и обиду. Боль здесь -- физическая, а обида означает что-то вроде "не смог себя защитить" или "в другой раз ударят хуже, а мне нечего этому противопоставить". Пересечения священных границ своего человеческого достоинства он не ощущает. В результате подлинный смысл происходящего остается для него тайной за семью печатями, как в этом примере -- http://posic.livejournal.com/1416465.html?thread=5270033#t5270033

Вышесказанное не означает, что всякое нарушение либертарианской аксиомы должно быть в конечном итоге признано предосудительным поступком. Но это всегда пересечение сакральных границ, и если обстоятельства таковы, что оно не может быть признано святотатством, оно оказывается чем-то вроде священнодействия. В общем, это нешуточное дело с далеко идущими последствиями.

В самых приземленных, бытовых ситуациях люди, конечно, понимают это и руководствуются таким пониманием, потому что без этого не прожить. Каждый знает, что наступив на ногу пассажиру московского метро (или задев плечом негра в ночном магазинчике в Кембридже, Массачусетс), нужно дальше вести себя очень внимательно, а то может воспоследовать. Но рефлексия над подобным бытовым опытом почти отсутствует.

Менее всего автор этих строк имеет в виду сказать ими, что сам он безгрешен в отношении либертарианской аксиомы. Чтобы не ходить далеко за примерами, можно начать с совершенного в июне 1998 года деяния, задокументированного в ЖЖ в марте 2012 -- http://posic.livejournal.com/762713.html (двойной подзамок). Есть на моей совести и куда более серьезные случаи.

По правилам, по которым я живу, все это должно либо проводиться по пунктам Закона о праве на техническую трансгрессию -- http://posic.livejournal.com/1406949.html -- либо уж иначе надо признавать это полноценными преступлениями, за которые искать полноценных воздаяний от Бога и людей. В обоих случаях, об этом приходится помнить всю последующую жизнь, примерно так.

Интернализация запрета на агрессивное насилие не закрывает дверь в некий глубокий важный мир, но открывает ее. Если насилие пересекает сакральные границы, то у тех или иных конкретных разновидностей его есть сакральный смысл, который можно вчитать обратно из окружающей культуры, в которой он растворен.

Проживя жизнь по правилам, подобным вышеописанным, вы приводите себя в состояние, в котором такие ассоциации, как "истерика -- пощечина" или "телесные наказания -- эротическая порка -- косвенная форма изнасилования" (http://posic.livejournal.com/1408637.html , подзамок) всплывают у вас в голове почти автоматически.

P.S. Обсуждение в Фейсбуке -- https://www.facebook.com/posic/posts/1523382741009888
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments