Лёня Посицельский (posic) wrote,
Лёня Посицельский
posic

Профессиональное - IV

Вот, видимо, три-четыре простейшие концепции-модели, объясняющие складывающуюся здесь обстановку:

1. Как помнят многие из школы, есть такой "закон Паскаля" -- что в жидкостях и газах сила давления во всех точках и направлениях одинаковая. В Израиле это метафорическое "давление" вообще выше, чем в других местах; а вблизи новых репатриантов, очевидно, оно особенно повышается -- вокруг каждого из них/нас создается такая "зона высокого давления", оказываемого всеми на всех и каждого. Т.е., с одной стороны, давлению (экзогенно или эндогенно генерированному, это уж я не знаю) подвергаются окружающие -- рядом стоящие (в чьих-то там глазах) с этим новым репатриантом местные израильтяне (чтобы они его, типа, "абсорбировали") -- а с другой стороны, сильное давление оказывается и на него самого (чтобы он, типа, "абсорбировался").

Что бывает, когда на меня пытаются оказывать давление -- кто присматривался, тот знает.

2. Чем это мотивировано? Ну, здесь как бы наполовину страна, наполовину военный лагерь (такая уж жизнь). Прогнать человека в окружающую пустоту из военного лагеря нельзя, он же там пропадет -- то есть нужно найти ему какое-то место. Пристроить где-нибудь по-быстрому -- потом, глядишь, от него вдруг польза выйдет (а, чуть что, прогонять -- так это и на остающихся деморализующее действие оказывать будет).

Другими словами то же самое: тут же почти все в армии служили или служат, да? Ну, я там не был, но можно себе представить: вот есть сержант, у него взвод новобранцев. Каждый думает, что он очень талантливый и весь из себя особенный. А тут еще у него еврейская мама, считает своего сыночка самым умным ребенком на свете. У сержанта в этой обстановке, натурально, одна забота -- доказать каждому из них, что он здесь не у мамы и такой же, как все остальные. Возможность того, что кто-то на самом деле отличается от других или понимает что-то лучше сержанта, выведена за пределы его кругозора и полномочий целиком и в принципе. Он здесь поставлен доказывать обратное, а что не так, то не к нему. На то, наверное, генерал нужен.

3. "Стояние за правду" -- русско-православная идея, которой вряд ли сыщется такой уж прямой аналог у евреев или израильтян. Помимо того, отношение к научной или иной творческой гражданской работе как к роду самоотверженного подвига только и может существовать в краю, где с непреодолимостью личной и национальной обреченности все давно смирились. С такой армией, как в России (когда кто-то там берет на себя риск потери отсрочки => мучительной смерти, чтобы закончить кусок научной работы, и т.п.)

С такой армией, как в Израиле -- кому хочется подвигов, вот для них самое место. Там в них и смысл-польза-необходимость есть к тому же (а не то, что рисковать жизнью-судьбой ради писательства без читателей). Но моральные силы человеческие имеют свои пределы. Привыкший рисковать собой в бою ожидает стабильности и гарантий на гражданке. В университет он идет за обеспеченной жизнью, а не искать опасностей свободного творчества. Отсюда и тяга к квиютам, кстати (это только мне кажется, что если завтра убьют на войне, так тем более нечего сегодня за пенсию переживать; у реальных, неметафорических военных людей другая психология.)

4. Как всегда объясняли, почему московская улица такая опасная, сравнительно с типичной развитой страной: шпаны и гопников хватает и там, и там, но города исторически свободных стран более сегрегированы, а в Москве все перемешано. В американском городе есть плохие и хорошие районы, а в Москве образованная публика с гопниками по одним и тем же улицам ходят.

Математическая академия, между тем, в Москве именно что сильнейшим образом сегрегирована, с 70-х годов еще. Гопники на мехмате, интеллигенты на матфаке. Взаимно отказываются друг друга вообще за математиков признавать, практически (ну, как гопник с интеллигентом друг друга за людей не считают взаимно). В Израиле этой сегрегации меньше (при том, что архетипические фигуры "гопника" и "интеллигента" в сознании представителей русской общины, натурально, отпечатаны, поскольку не могут не -- а местные сабры, я не знаю, что об этом думают, и думают ли вообще -- я, к сожалению, с нерусскоговорящими математиками здесь до сих пор общался мало, и известных мне огранизационно-административных последствий это общение не имело).

5. Вот и получается, что я вижу перед собой в роли как бы начальника -- гопника, агрессивно пристающего к интеллигенту. А он видит перед собой (основываясь на содержании моих с ним бесед) -- недоумка, подобных которому он видел пачками, с неизвестного бодуна припершегося в Израиль учить местных жителей морали и нравственности.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments