Лёня Посицельский (posic) wrote,
Лёня Посицельский
posic

Комменты из дискуссии про образование

"Образования" должно быть гораздо меньше, чем его есть сейчас -- а социальный статус учителя хорошей школы/преподавателя хорошего вуза должен быть гораздо выше, чем он есть сейчас. Тогда у директора уникальной столичной школы будет жена-красавица, или кого-чего там ему хочется -- и он не будет "брать натурой" со своих подопечных.

-----

Это не вопрос одних только денег, да. Это вопрос социального статуса. Который есть более широкое понятие, включающее, в частности, и материальный достаток, и уважительное отношение со стороны разных больших и маленьких людей, и отсутствие унизительного, понукающего обращения с разных сторон, унизительных страхов разного рода, и т.д.

Когда б все это имело место, либо конкретный Б. сформировался бы -- хотя бы даже за годы своего директорства -- немного другим человеком. Либо на его месте оказался бы какой-нибудь другой Икс.

-----

Главное, чтобы государство перестало им указывать, где и чем им заниматься, абсурдно сужая пространство выбора. В форме регулятив ли указывать, в форме ли субсидий.

А там уж, они разберутся. Приобретут за свои (не отнятые государством в налоги) средства то, что им нужно из того, что они могут себе позволить.

В нынешних школах и вузах они впустую просиживают штаны, это факт. Это еще мягко говоря, действительно.

-----

Найдите контекстным поиском по базе данных все у вас там законы, в которых упоминаются слова "школа", "колледж", "университет", "образование" и все остальные из этого ряда. Все поотменяйте.

+ еще все законы, ограничивающие детский труд, отмените.

Перейдите к ситуации, когда между понятиями "ребенок в школе", "студент в университете", "продавец в магазине", "рабочий на фабрике" и т.д. нет никаких юридических перегородок.

Тогда увидите, как они во всем разберутся.

А то, что вы сейчас описываете, называется "бег в мешках". Бег в мешках непохож на настоящий бег.

-----

Тут надо рассуждать логически. Если школа -- это камера хранения для детей на время, пока родители заняты на работе, то нечего удивляться, что в камере хранения ничему не учат, а только имитацию учебы изображают. Остается только непонятным, почему бы в таком случае не послать этих детей на какую-нибудь работу вместо школы, вот хоть продавцами в магазинах. Пять в дней неделю, на полный срок, пока родители на своих работах заняты.

Если же хочется, чтобы дети в школе учились, то для этого есть ряд необходимых условий. Способность и потребность в учебе у конкретного ребенка, соответствие формата и программы преподавания этим способностям и потребностям, средства на оплату труда квалифицированных учителей и администраторов. Начинается это дело с того, что государство перестает издавать регуляции, определяющие, какой школа может быть, а какой она быть не может -- а продолжается тем, что родители берут на себя ответственность за финансирование образования своих детей.

***

Еще того ранее неплохо бы составить себе представление о фундаментальных особенностях экономической роли того, что называется "образованием" в современных условиях. Если попробовать объяснить это в двух словах, получится вот что.

Образование, в простейшем виде, существует для того, чтобы вы могли быстро убедить вашего потенциального работодателя, что вы умеете вовремя приходить каждый день на работу и решать арифметические задачи в два действия. Таким образом, образование есть механизм конкуренции между теми, кто умеет это, и теми, кто этого не умеет.

По выходе из образовательной системы, вы получаете сертификат, на котором написано, что вы это умеете. Тем, кто не умеет -- обидно, и они просят государство выдать им такой же сертификат -- поддельный, но неотличимый от настоящего. Государство выдает им поддельный сертификат.

Тогда вы поступаете в образовательное учреждение более высокой ступени. Скажем, по существу "приходить вовремя каждый рабочий день и решать арифметические задачи в два действия" -- это уровень начальной школы. Но государство уже выдало вашим не умеющим этого конкурентам их поддельные сертификаты о том, что они тоже это умеют.

Поэтому вы идете учиться в среднюю школу. Цель все та же -- получить сертификат об умении приходить вовремя и решать задачи в два действия, но теперь это уже соответствует уровню средней школы.

Вы получаете такой сертификат, но государство и его подделывает, выдавая тем, кто этого не умеет, сертификаты, неотличимые от вашего. Тогда вы идете учиться в старшую школу, в надежде все-таки продемонстрировать работодателю документ, подтверждающий разницу между вами и теми, кто не умеет решать арифметические задачи в два действия.

Дальше эта игра продолжается с высшим образованием, и т.д. Бакалавриатом, магистратурой, Ph.D. и Habilitation.

В конечном пределе этой динамики складывается ситуация, когда вы проводите всю жизнь в образовательной системе, получая на выходе, ближе уже к старости, диплом Действительного Члена Академии Ученых Наук. На самом деле, этот диплом гласит: "Податель сего продемонстрировал всею своею жизнию свою способность приходить каждый рабочий день в назначенное время и решать арифметические задачи в два действия".

***

Единственный выход из ситуации -- отдать себе отчет в том, что некоторым людям не дано от природы умения приходить каждый день вовремя на работу и решать задачи в два действия, и ничего уж тут не попишешь. Смириться с этим, и перестать выдавать им поддельные сертификаты, аттестаты и дипломы. После этого можно развернуть игру в обратную сторону, редуцировав процесс получения документа, подтверждающего способность решать задачи в два действия, до его естественного уровня -- начальной школы. Четырех классов.

Читать-писать-считать научился -- иди на завод подмастерьем. Там тебя дальше научат. Не научился -- становись к прилавку. Кофе разливать, покупки на кассе пробивать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments